Как проверить проводку в автомобиле мультиметром

Содержание

Как прозвонить проводку в машине мультиметром: устройство, порядок действий при диагностике кабеля

Как проверить проводку в автомобиле мультиметром

Люди давно живут в окружении электрических приборов, которые незаметно входят в жизнь каждого человека с самого детства. Электронные часы, электрочайники, телефоны, компьютеры, автомобили — незаменимые помощники человека в быту и на производстве. Но иногда устройства ломаются, и приходится их проверять и чинить. Ничего сложно в этом нет, если уметь пользоваться измерительными приборами и знать, например, как прозвонить проводку в машине мультиметром или как проверить целостность электрической цепи.

Чтобы найти разрыв проводов ,совсем не нужно быть профессиональным электриком. Достаточно иметь измерительное устройство — мультиметр. Мультиметр — это многофункциональный измерительный прибор с собственным источником напряжения. Аппарат умеет измерять напряжение в цепи, величину силы тока и значение сопротивления. Многие мультиметры применяют для проверки целостности соединения в цепи.

Если соединение найдено, то при наличии встроенного динамика прибор издает звуковой сигнал. Отсюда и произошел термин «звонить». Прибор звонит, если есть соединение. А также мультиметр может указывать, что связи между элементами нет, и помогает определить короткое замыкание. С помощью тестера проверяются всевозможные радиодетали: резисторы, транзисторы, диоды, реле, конденсаторы и так далее.

Прозвонка проводника базируется на законе Ома для участка электрической цепи. Закон Ома утверждает, что сопротивление элемента равняется отношению поданного напряжения к величине силы тока на участке электросети. Сопротивление измеряется в Омах. Сопротивление в один Ом говорит о том, что через проводник протекает ток равный одному Амперу при заданном напряжении в один Вольт. На основании высчитанных данных о сопротивлении и делаются выводы о результатах прозвонки.

То есть на мультиметре выставляется некоторое напряжение, а по шкале прибора определяется величина тока и высчитывается сопротивление. Другими словами, мультиметр является источником напряжения и амперметром для измерения силы полученного тока.

Устройство прибора

Устройства могут различаться по внешнему виду, но принципиально мультиметры делятся на аналоговые аппараты и цифровые приборы.

Аналоговые приборы уже постепенно вытесняются с рынка цифровыми, но в домах у многих домашних мастеров еще можно встретить аналоговые устройства.

Такие аппараты снабжены индикаторным экраном со шкалой и стрелкой. Преимуществом этих моделей является наглядность показа измерений. Отклонение стрелки визуально легче оценить, чем мелькание цифр на электронном табло цифровых приборов. Часто при прозвонке необходимо оценить примерные показатели сопротивления или, вообще, его наличие или присутствие, поэтому аналоговые устройства подходят для большинства практических работ.

Цифровые мультиметры имеют более сложную электронную начинку и цифровой дисплей. Этот тип устройств используют в основном на производстве и в промышленности.

Корпуса всех мультиметров имеют выходы для двух щупов. Это два провода в изоляции, заканчивающиеся иглоподобными металлическими насадками. В ряде случаев на насадки надевают специальные зажимы, так называемые «крокодилы». При выборе прибора нужно особое внимание уделять качеству щупов. От них зависит правильность измерений.

Провода должны быть гибкими с прочной пайкой и хорошо держаться в гнездах устройства. Часто бывает, что внешне эффектные щупы неудовлетворительного качества с плохими техническими характеристиками.

Принцип действия

Для аналогового типа прибора не требуется собственный источник питания. Его принцип работы такой же как у амперметра, и работает аналоговое устройство лучше всего в диапазоне радиоволн и электромагнитных полей.

Внутри корпуса прибора находятся индукционные катушки, и когда щупы касаются проводника, то в катушках начинает образовываться ток. Созданное магнитное поле отклоняет индикаторную стрелку на некоторый угол.

Величина этого угла зависит от силы возникшего тока, и стрелка по нарисованной шкале указывает значение измерений.

В цифровых приборах размещена текстолитовая печатная плата, на которой расположена цифровая микросхема, отвечающая за обработку полученных данных. Для работы электросхемы и экрана цифровые устройства питаются от батарей или от внешнего источника питания.

Цифровые мультиметры обладают меньшей погрешностью измерений и имеют более точные показатели, чем их аналоговые коллеги.

На передней панели мультиметра имеется переключатель, который выбирает режим измерений. Переключатель задает масштабный коэффициент, определяющий значение на шкале устройства.

Аналоговые приборы имеют два типа шкалы:

  • Равномерная индикация.
  • Логарифмические показатели.

Равномерная шкала очень чувствительная к перегрузкам, поэтому на переключателе сначала устанавливают большое значение масштабного коэффициента, который постепенно уменьшают. Логарифмическая шкала лишена этого недостатка и имеет диапазон значений от нуля до бесконечности.

Таким образом, основными узлами мультиметров являются:

  • Дисплей для показа измеряемых значений.
  • Разъёмы для щупов и сами щупы.
  • Переключатель различных режимов и диапазонов.

Прозвонка проводов

Обязательно перед началом любых измерительных работ проверяется исправность самого тестера.

Случается, что сама измерительная система неисправна. Для проверки концы щупов измерительного устройства соприкасаются. Если устройство работоспособно, то индикатор отобразит ноль или слегка отклонится. Небольшое отклонение указывает, что щупы и клеммы имеют свое маленькое сопротивление.

Если мультиметр имеет звуковой сигнал, то прибор устанавливается в режим зуммера. Это делается постановкой переключателя на соответствующий значок на корпусе тестера.

Щупы подносятся к концам проверяемой детали.

Возможные варианты поведения тестера:

  • Раздастся зум, если проводка не повреждена.
  • Кабель может быть исправен, но очень большой длины. В этом случае сопротивление проводника будет гораздо больше, чем-то, при котором срабатывает звуковой сигнал. На помощь придет дисплей и отобразит значение сопротивления.
  • Если на индикаторе высветилась единица, то величина сопротивления выше, чем допустимый диапазон шкалы мультиметра. Надо перейти в другой диапазон и повторить замер.
  • В случае неисправности проводника, мультиметр не произведет никаких действий.

При замерах мультиметром нельзя допускать контакта человеческого тела со щупами и проводами, где нет изоляции.

Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля

Если в автомобиле не работает какой-то узел, то в первую очередь необходимо проверить электрическую цепь. Нет особых различий между тем как прозвонить мультиметром разные провода в различных автомобилях, кроме высоковольтного кабеля.

Сначала убеждаются, что есть напряжение в цепи неработающего блока:

  • Мультиметр настраивается переключателем на измерение напряжения.
  • Щуп мультиметра присоединяется к массе машины или на минус аккумуляторной батареи. Особенностью питающей пары в автомобиле является то, что минусовый кабель или очень короткий, или вообще отсутствует.
  • Оставшийся щуп касается подводящего кабеля. Провод должен быть отсоединен от клеммы устройства.

Если индикатор тестера показывает наличие напряжения, то значит, провод целый. По аналогии прозваниваются все провода узла. При поврежденном проводе шкала мультиметра показывает ноль.

Необходимо учитывать, что в некоторые участки автомобиля напряжение подается только при включенном ключе зажигания.

При завершении проверки наличия напряжения проверяют величину силы тока. Прибор переводится в режим амперметра, переключатель в диапазон измерения до десяти ампер. Все устройства автомобиля нужно выключить, а тестер правильно подсоединить в электрическую сеть автомобиля.

Для этого мультиметр подключают между плюсовым контактом аккумуляторной батареи и проверяемым узлом. Экран прибора должен отобразить найденное значение силы тока, оно должно соответствовать потреблению постоянно включенных устройств машины.

При превышении значения силы тока от нормы делают вывод о его утечке.

В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.

Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Тогда проверяют искрение на контактах.

При обнаружении неправильно ведущего себя провода, его прозванивают для проверки целостности, а затем измеряется его сопротивление.

Одним из ответов на вопрос, как прозвонить провода мультиметром, является измерение сопротивления каждого из проводов узла. Номинал наносится на оплетке, и к проводу подключают тестер в режиме омметра. Обычно диапазон значений сопротивлений автомобильной проводки колеблется от 3.5 до 9.9 кОм. Разница между измеренным элементом и нормой не должна быть больше четырех килоом.

Читайте также  Проводка в гараже своими руками схема

Проверка бронепровода

Питающие пары автомобиля состоят из высоковольтного провода системы зажигания. Перед тем как прозванивать мультиметром силовой провод, проводят визуальную диагностику при работающем моторе. При зажигании свечей напряжение доходит до нескольких тысяч вольт.

Поэтому при пробое высоковольтной изоляции возникает искра на расстоянии три-пять миллиметров от поврежденного участка. В этом случае, если изоляция повреждена, то искрообразование сопровождается пробоем на двигатель, и свеча не выполняет свою функцию. Если диагностика проводится в помещении или на темной улице, то пробой четко виден. Заряд от неисправного участка может разогревать изоляцию вплоть до её возгорания.

Причиной неисправности может быть повреждение контактного узла. В этом случае сопротивление центральной жилы возрастает. Во время коррозии из-за уменьшения толщины некоторые проводки в жгуте разламываются, и высокое сопротивление препятствует силе тока достичь необходимого уровня. Напряжение, в свою очередь, не подается к электродам зажигательных свечей.

Проверка высоковольтного кабеля отличается от того, как прозванивать провода мультиметром, потому что сила тока в кабеле маленькая. Это связано с очень высоким напряжением, которое проходит по силовому проводу. Поэтому такие провода имеют толстую изоляцию и малый диаметр сердечника. В режиме зуммера мультиметр не отличит целый провод от поврежденного.

В таком случае измеряют сопротивление. Для начала визуально просматривают соединение контактных групп. По статистике, обрывы чаще всего происходят именно в местах контактов.

Затем зачищают контакты наждачной шкуркой от коррозии и окислительного слоя, чтобы избежать погрешности при замере. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления при диапазоне замеров — до десятка кОм. Руки не должны соприкасаться с проводами и контактами. Неповрежденный бронепоезд имеет сопротивление от 3,5 кОм до 10 кОм. В любом случае лучше всего найти данные сопротивления в технической документации и сравнить с полученными. Разница не должна составлять более десяти процентов.

Если под рукой нет инструкции, то прозванивают поочередно несколько проводов. Разброс величин сопротивления каждого из элементов не должен составлять более чем два—три килоома.

Непосредственно во время замера, когда кабель скручивают, растягивают или гнут, сопротивление не должно «прыгать».

Тестировать любые провода, жгуты, особенно в автомобиле, лучше всего, если присутствует электрическая и принципиальная схема. Иначе сложно разобраться, где какой провод находится в жгуте.

После изучения основ измерения мультиметром и освоения работы методом исключения, любой человек может самостоятельно диагностировать и починить неисправность в проводах.

Источник: https://220v.guru/elementy-elektriki/provodka/kak-samostoyatelno-prozvonit-provodku-v-mashine-multimetrom.html

Ремонт электропроводки автомобиля. Как прозвонить и определить неисправность электропроводки в машине?. Диагностика и ремонт электропроводки автомобиля. Как проверить и отремонтировать электропроводку автомобиля

Далекому от автоиндустрии человеку трудно представить себе бесконечные жгуты проводов, которые скрыты под обшивкой автомобиля.

Их метраж в современном авто исчисляется сотнями метров, а поиск неисправности становится целой проблемой, решить которую можно только при помощи специального диагностического оборудования.

И если появляются трудности с эксплуатацией транспортного средства, автовладелец может своими руками определить причину отказа, либо найти узел, нестабильно функционирующий именно в результате выхода соединительных проводов из строя.

Провод для электропроводки автомобиля, требования к качеству провода

Принципом, на котором нужно основывать выбор кабеля, является обеспечение пожарной безопасности, поскольку в результате вполне прозаичных причин транспортное средство достаточно легко подвержено возгоранию. В любой проводке, в том числе и в автомобильной, есть два главных фактора риска: токовая перегрузка и короткое замыкание.

https://www.youtube.com/watch?v=PmlG5P89KrU

Кабель необходимо выбирать так, чтобы не допустить перегрева и токовой перегрузки при правильной установке, а изоляция провода должна защищать от возможного короткого замыкания, а также минимизировать последствия, если это произошло.

И главное: важно, чтобы кабель доставлял живительную энергию без существенных потерь. Автомобильный кабель необходимо выбирать, учитывая два главных аспекта: его физико-механические параметры и электрические характеристики.

Что касается электрических характеристик кабеля, то они отвечают за безопасность и потери электроэнергии. Два важных параметра — материал и диаметр жилы кабеля. Они обусловливают определенные показания сопротивления на метр длины. Чем меньше сопротивление, тем лучше: теряется меньше энергии по дороге от АКБ к месту назначения. Кроме того, кабель меньше нагревается.

Намного лучше применять провод с медной жилой, нежели с алюминиевой. Однако наиболее эффективными являются жилы из бескислородной меди. Их сопротивление еще меньше, однако такой кабель дороже. Если говорить о диаметре жилы, то его желательно выбирать побольше, но не перестарайтесь.

Физико-механические параметры относятся больше к изоляции, нежели к жиле. Изоляция отыгрывает важную роль: защищает кабель от короткого замыкания и оголения жилы. Поэтому важно, чтобы изоляция не плавилась, не дубела и не растрескивалась.

Она должна иметь определенный запас прочности, чтобы не рваться в условиях малейшего трения/натяжения/качения.

Не должна никоим образом вступать в реакции с различными изделиями химической промышленности, которые предназначены для «профилактики», «кормления» и «лечения» автомобиля.

В общем, ответственность изоляции — противостоять всевозможным химическим и физическим воздействиям, которым кабель подвергается. Кроме того, если возник пожар, изоляция не должна распространять огонь.

Схемы электропроводки автомобиля, где найти схему?

Условные обозначения на электрических схемах автомобилей

Электрическая схема автомобиля являет собой графическое изображение специальных пиктограмм и символов, которые имеют последовательное или параллельное соединение. При этом схема никогда не отображает действительное расположение данных элементов, а лишь указывает на их связь между собой. Так, человек, который в них разбирается, может с одного взгляда определить принцип действия электроприбора.

Фактически на всех электросхемах изображаются следующие группы элементов:

  • Источник питания — генератор или аккумулятор.
  • Проводники — провода, при помощи которых выполняется передача электроэнергии по цепи.
  • Потребители электроэнергии — все устройства или приборы, преобразующие электрический ток в иной вид энергии. К примеру, прикуриватель преобразует электроток в тепловую энергию.
  • Аппаратура управления — устройства, которые предназначены для размыкания или замыкания электроцепи и могут отсутствовать или присутствовать в схеме.

Электрическую схему определенной модели автомобиля можно без проблем найти в интернете. Представляем вашему вниманию несколько электросхем разных моделей семейства ВАЗ.

Электрическая схема ВАЗ 2106Электросхема автомобилей ВАЗ 21011, 21013

Как искать неисправности в электропроводке автомобиля, подробно

Если какой-то исполнительный механизм или электрический прибор перестал функционировать, не стоит сразу менять его. Не исключено, что причина отказа скрывается в нарушении работоспособности электропроводки, а значит монтаж нового оборудования не решит проблему.

Любое заводское руководство к автомобилю рекомендует начать поиск причины поломки с прозвона электропроводов, которые соединяют этот механизм или прибор с другими элементами. Для этого вооружитесь мультиметром или сигнальной лампочкой на 12 В с соединительными проводами.

проверяем напряжение

Итак, если один из электронных элементов в автомобиле перестал работать, в первую очередь следует проверить напряжение электрической цепи, соединяющей его с иными устройствами. Для этого:

  • Включите на мультиметре режим вольтметра.
  • Подсоедините один из щупов устройства к отрицательной клемме АКБ (если проверяемый прибор расположен под капотом) либо к массе ТС, стараясь выбрать на кузове точку с хорошим контактом.
  • Подсоедините второй щуп к подающему кабелю в проверяемой цепи, заранее демонтировав его с клеммы прибора или устройства.

Проводка системы зажигания заслуживает наибольшего контроля

Если на мультиметре появится значение, значит провод исправен и напряжение в нем присутствует. Проделайте операцию с прочими проводами, и когда обнаружите точку, где напряжение отсутствует, можно сделать вывод, что источник поломки находится в данном отрезке.

Важно! В некоторых электроцепях автомобиля напряжение присутствует лишь тогда, когда ключ в замке зажигания стоит в определенном положении.

ищем короткое замыкание

Лучше не доводить провода в автомобиле до такого состояния

Эта процедура характеризуется полным отсутствием напряжения в цепи.

  • Нужно извлечь плавкий предохранитель, который отвечает за проверяемую цепь.
  • Переведите мультиметр в режим омметра.
  • Подсоедините один из щупов к клеммам предохранителя в момент, когда остальное оборудование и приборы данной цепи обесточены.
  • Далее пошевелите провод — если при этом на мониторе будут появляться значения, то провод закорачивает.

Зачастую такое происходит с проводами в тех местах, где протерлась изоляция.

проверяем качество заземления

Так как подавляющее большинство ТС имеют однопроводную схему электропроводки, а все электрооборудование получает «-» через металлический корпус автомобиля, качество заземления механизмов и приборов отыгрывает решающую роль. Однако в ходе эксплуатации элементы корпуса:

Такие контакты в первую очередь попадают под подозрение

  • Разбалтываются.
  • Окисляются.
  • Ржавеют.

Поэтому у подключенного к корпусу электрооборудования теряется электрический контакт и они начинают функционировать с перебоями. Чтобы проверить их исправность, проверьте надежность заземления:

  • Отсоедините АКБ и подключите один провод мультиметра к массе ТС.
  • Второй провод подсоедините к точке заземления либо к проверяемому соединению.
  • Если на экране появятся значения, нужно сверить их с заводскими. Если они близки, то заземление в порядке.

проверяем целостность цепи

Порядок действий:

С таким контактом электрическое оборудование не будет работать

  • Отключаем напряжение от цепи, отключив клемму на аккумулятор или вытащив плавкий предохранитель.
  • Проверяем электроцепь на целостность, подсоединив ее концы к щупам мультиметра.
  • Далее присоединяем один щуп к массе ТС.
  • Если на мониторе появятся значения, разрывы в цепи отсутствуют.
  • Если монитор остается статичным, это говорит о разрыве в электроцепи.
Читайте также  Индикаторная отвертка с функцией обнаружения скрытой проводки

Набор для ремонта электропроводки автомобиля

Итак, для ремонта электропроводки потребуется:

  1. Тканевая изолента: водонепроницаемая, термостойкая.
  2. Обычная изолента.
  3. Разъем «папа-мама».
  4. Мультиметр, тестер.
  5. Паяльник.
  6. Припой.
  7. Канифоль.
  8. Зажигалка.
  9. Масло WD-40.
  10. Термоусадочная трубка (термокембрик).
  11. Контролька.
  12. Схема электропроводки.
  13. Бумажки.
  14. Скотч.
  15. Ручка.

Как все это использовать?

1. Тканевая изолента: водонепроницаемая, термостойкая. Применяется для поврежденной изоляции на проводе. Очень хорошо клеится. Надежно защищает от нагревания и влаги. Имеет большую толщину.

2. Обычная изолента. Применяется для соединения проводки в шлейфы.

3. Разъем «папа-мама». Необходимо оголить провод на три миллиметра и обжать разъемом при помощи плоскогубцев. На разъеме есть два ряда усиков, вначале одним усиком первого ряда прижмите провод за обмотку. Затем зажмите второй ряд усиков, прижмите оголенный провод и дожмите второй усик с первого ряда.

4. Мультиметр, тестер. Он являет собой универсальное устройство, которое одновременно объединяет вольтметр, амперметр и омметр. Вольтметр отвечает за измерение напряжения в бортовой цепи, амперметр измеряет силу тока, а омметр определяет сопротивление.

5. 6. 7. Паяльник, припой, канифоль. Нужны для спаивания места разрыва проводов. Иначе места разрыва будут окисляться и хуже проводить электричество.

10. Термоусадочная трубка (термокембрик). Применяется для изолирования места спайки. Ее нужно натянуть на провод и нагреть зажигалкой, в результате трубка будет сужаться, тем самым изолируя участок спайки от грязи, воздуха и влаги. Там, где сложно натянуть кембрик, воспользуйтесь WD-40 (осторожно, огнеопасно).

11. Контролька. Возьмите одноконтурную лампу на 12 Вольт. Подсоедините два провода. Один киньте на корпус ТС, а на конец второго подсоедините иглу. Теперь тыкайте иглой в провода, если лампа загорается, значит ток течет в проводе. Аккумуляторная батарея в данный момент должна быть подсоединена. Данным способом удобно искать обрыв в проводе или пропавший контакт.

12. Схема электропроводки. Нужна, чтобы знать какой провод куда подсоединять.

13. 14. 15. Бумажки, скотч, ручка. Нужны, чтобы помечать приборы и провода в ходе работы с электропроводкой.

Как правильно соединить провода в автомобиле

Существует несколько вариаций соединения проводов в автомобиле. Наиболее распространенный и наименее надежный — скрутка проводов. Для этого два конца проводов просто скручиваются между собой, а оголенные провода изолируются при помощи изоленты.

Однако желательно применять более надежные способы соединения, например, опрессовку. Для этого понадобится соединительная гильза требуемого диаметра и пресс- клещи. Опрессовка выполняется таким образом:

  • Вначале с проводки снимается изоляция.
  • Затем провода скручиваются и помещаются внутрь гильзы.
  • Далее все обжимается с помощью пресс-клещей.
  • Соединение изолируется.

Еще одним вариантом является сварка — считается профессиональным, так как для его реализации понадобится сварочный аппарат. Такой метод тоже считается надежным. Если сварочный аппарат отсутствует, можете прибегнуть к пайке. Однако для этого потребуется паяльник с расходными материалами.

Процедура пайки выполняется так:

  • Снимите с проводника изоляционный слой.
  • Далее с помощью наждачки зачистите жилу проводника.
  • Определитесь с типом соединения жил.
  • Поднесите припой к жалу паяльника и прогрейте скрутку так, чтобы припой затекал в нее.
  • Когда пайка затвердеет, промойте данное место с помощью спирта.
  • Затем соединение изолируется.

Источник: https://prosedan.ru/remont-elektroprovodki-avtomobilya-kak-prozvonit-i-opredelit-neispravnost-elektroprovodki-v-mashine

Проводка в машине: разбираемся с предназначением

Без электрических компонентов современному автомобилю с бензиновым двигателем невозможно даже сдвинуться с места. Но и наличие дизельного силового агрегата не сделает эксплуатацию автомобиля безопасной и комфортной. А все потому, что благодаря проводке все узлы и агрегаты работают как единый механизм.

На фото – подкапотная проводка

Особенности автомобильной электропроводки

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы. И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Поиск неисправности проводки требует знания основ работы и точного инструмента

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Наибольшего контроля заслуживает проводка системы зажигания

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
    • управление звуковыми устройствами;
    • управление АКПП;
    • управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  2. Контрольные приборы и датчики;
  3. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
    • механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  4. Функции комфорта:
    • кондиционер;
    • стеклоподъемники;
    • музыкальная аппаратура;
    • системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Замена проводки в машине обязательно потребует и разборки панели приборов

Обратите внимание!Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.

Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.

Как обнаружить неисправность

Если что-то из электрических приборов или исполнительных механизмов перестает работать, то не стоит спешить с его заменой. Нельзя исключать, что причина отказа скрыта в нарушении работоспособности проводки, и установка нового оборудования проблему не решит.

Работа с мультиметром позволяет легко определить неисправность проводов

Любая заводская инструкция к автомобилю рекомендует начинать поиски причины неисправностей с прозвона электрических проводов, соединяющих данный прибор или механизм с другими компонентами.

Для этого необходимо вооружиться:

  1. мультиметром;
  2. либо сигнальной лампой на 12 Вольт с соединительными проводами.

Порядок работы с мультиметром

На видео в этой статье вы сможете увидеть некоторые моменты работы с измерительной аппаратурой при проведении работ по обнаружению поломок в бортовой электросети. А основным инструментом любого автоэлектрика был и остается многофункциональный цифровой прибор — мультиметр. (См. также статью Схема электропроводки ВАЗ 2105: описание.)

Цена данного прибора невелика, что делает его доступным большинству автолюбителей

Справочно: Мультиметр представляет собой универсальное устройство, одновременно объединяющее омметр, амперметр и вольтметр.
За измерение напряжения бортовой цепи отвечает вольтметр, силу тока измеряет амперметр, а сопротивление соответственно определяет омметр.

Проверка напряжения

Итак, если в автомобиле один из электронных компонентов перестал работать, то первым делом нужно осуществить проверку напряжения электрической цепи, которая соединяет его с другими устройствами. (См. также статью Схема электропроводки Газель: как установить.)

Для этого:

  • Переключаем мультиметр в режим вольтметра;
  • Подсоединяем один из щупов прибора к отрицательной клемме аккумулятора (если проверяемое устройство находится под капотом) или к массе автомобиля, стараясь выбрать место на кузове с хорошим контактом;
  • Второй щуп подключаем к подающему проводу в проверяемой цепи, предварительно сняв его с клеммы устройства или прибора.

Если на табло появится значения — напряжение в проводе присутствует и сам провод исправен. Проделываем операцию с другими проводами, и когда обнаружим точку, где напряжение в сети отсутствует, определяем, что источник неисправности расположен в этом отрезке.

На фото – процесс работы в подкапотном пространстве

Обратите внимание!
В некоторых электрических цепях автомобиля напряжение присутствует только тогда, если ключ в замке зажигания установлен в определенное положение.

Поиск короткого замыкания

Данная процедура характерна таким моментом, как полное отсутствие напряжения в цепи.

Для этого:

  1. извлекается плавкий предохранитель, отвечающий за проверяемую цепь;
  2. мультиметр переводится в режим вольтметра;
  3. один из щупов подключается к клеммам подключения предохранителя в тот момент, когда все остальные приборы и оборудование этой цепи обесточены;
  4. пошевелите провод – если на экране будут появляться значения, значит провод закорачивает.

До такого состояния провода в автомобиле лучше не доводить

Обратите внимание!Чаще всего это происходит с проводкой в местах, где протерлась изоляция.

Подобный тест на поиск короткого замыкания можно осуществить с любым другим элементом цепи, в т.ч. с выключателями.

Проверка качества заземления

Поскольку подавляющее большинство автомобилей имеет однопроводную схему электропроводки, и «-» все электрическое оборудование получает через металлический корпус авто, качество заземления приборов и механизмов играет решающую роль.

Но в процессе эксплуатации, детали корпуса:

  • ржавеют;
  • окисляются;
  • разбалтываются;

и у электрооборудования, подключенного к корпусу, теряется электрический контакт, они начинают работать с перебоями. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести проверку надежности заземления.

Такие контакты под подозрение попадают в первую очередь

Алгоритм проверки надежность подключения электрооборудования и других элементов к массе автомобиля будет следующим:

  1. Отсоединяем аккумуляторную батарею и подсоединяем один из проводов мультиметра к массе автомобиля;
  2. Второй провод подсоединяем к точке заземления или к соединению, которое мы проверяем;
  3. Если на экране будут появляться значения, сверьте их с заводскими параметрами, и если они близки — значит заземление в порядке.
Читайте также  Как определить провод заземления в проводке

Проверка целостности цепи

Данная процедура необходима для того, чтобы владелец автомобиля определить, все ли в порядке с проводкой и нет ли в цепи разрыва.(См. также статью Схема электропроводки Нива Шевроле.)

Порядок действий следующий:

  1. Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ;
  2. Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра;
  3. Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля;
  4. Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет;
  5. Если экран остается статичным — где-то в электроцепи есть разрыв.

С таким контактом электрооборудование работать не будет

Дополнительное оборудование

В процессе эксплуатации владельцы автомобилей нередко устанавливают дополнительное электрооборудование:

  • Сигнализацию;
  • Более мощные осветительные приборы;
  • и видео аппаратуру и т.п.

Их интеграция добавляет проводки в автомобиле, а также нагружает электросистему. Более того, ряд «новых» потребителей электричества неотключаемые, например, сигнализация, а значит, вероятность быстрого разряда аккумуляторной батареи становится очень актуальной.

Утечка тока также определяется с помощью мультиметра

Если ваш автомобиль начинает плохо заводиться после длительной стоянки, то следует определить причину утечки тока. Найти утечку вам также поможет многофункциональный прибор, переведенный в режим амперметра.

Совет: Не забудьте выставить диапазон измерения до 10 Ампер, поскольку ток в бортовой сети автомобиля постоянный.

В заключение

Провода в автомобиле выполняют очень ответственную роль. И даже будучи защищенными надежной изоляцией и закрытыми от внешнего воздействия в виде атмосферных осадков и высоких температур, провода могут потерять свои свойства, что приведет к поломкам и отказам как отдельных цепей, так и всех электросистем автомобиля.

А своевременный контроль и диагностика их технического состояния позволит предотвратить поломки, тем самым, сбережет ваше время и, самое главное, сохранит ваш автомобиль целым и невредимым.

Источник: https://avtoelektrik-info.ru/zap-chasti/79-provodka-v-mashine

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов.

Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами.

В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов.

Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени.

И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание.

При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Источник: https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий