Освещение смотровой ямы на СТО

Содержание

Требования надзорных органов к автосервису

Освещение смотровой ямы на СТО

Если вы решили открыть автосервис, то вам обязательно необходимо понимать какие требования предъявляют к этому бизнесу надзорные органы. А требования достаточно существенные и их невыполнение может повлечь как штрафы, так и закрытие бизнес или даже уголовную ответственность (в случае если нарушения требований приведут к травме или гибели людей).

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные требования Роспотребнадзора (и в частности санитарно-эпидемиологические и гигиенические), МЧС и Пожарной инспекции.

С кем согласовывается деятельность

Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:

  • Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
  • Пожарной инспекцией и МЧС.

Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.

Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:

  • Шиномонтаж.
  • Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
  • Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
  • Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
  • Ремонтные сервисы общего назначения.

Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.

Санитарные и экологические требования

Согласовываются: территориальное расположение предприятия, его габариты, правила ухода за внутренними помещениями и территорий. Система вентиляции, качество воды и стоков строго контролируются Роспотребнадзором и СЭС. Так как от этих систем зависит здоровье и жизнь работников сервиса, его клиентов и жителей близлежащих домов.

Роспотребнадзор и экологи предъявляют требования и к другим системам:

  • системе канализации;
  • к материалу воздуховодов;
  • загазованности атмосферы в районе мастерской;
  • уровню шума;
  • освещенности в рабочей зоне и защитной арматуре светильников.

Эти службы строго относятся к наличию договоров на утилизацию всех видов мусора, который может образовываться в результате профессиональной деятельности мастеров по ремонту и их жизнедеятельности.

Документы, регламентирующие деятельность СТО в сфере санитарного и экологического благополучия населения

Санитарная служба опирается в своей работе на следующие основные документы:

Требования к территории

Согласно требованиям санитарных и экологических служб данные предприятия не размещают в жилых домах и приспособленных для этого помещениям (цоколе, подвале) общественных и офисных зданий. Земля, отведенная под автосервис должна иметь промышленное назначение.

Сооружение, используемое под сервисные работы для автомобилей должно располагаться не ближе, чем в 50 м от жилых кварталов, естественных водоемах и водохранилищ. Указанная зона называется — санитарно-защитной (СЗЗ). Ее размер оговорен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Территория, относящаяся к СТО, должна быть облагорожена и поддерживаться в чистоте.

Требования к помещению

Помещение должно соответствовать определенным стандартам:

  • по габаритам;
  • внутренней отделке.

Размеры/площадь помещения рассчитываются исходя из:

  • видов работ;
  • их объема;
  • размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО.

Минимум рабочей площади составляет 5 квадратов на работника, без учета расположения оборудования. Кроме цеха по работе с ТС, предприятие должно иметь бытовые помещения, предназначенные для работников:

  • санузел;
  • душ для рабочих;
  • раздевалка с вешалкой для верхней одежды и шкафчиками для рабочих комбинезонов.

Внутренняя отделка помещений проводится спецматериалами:

  • устойчивыми к воздействию бензина, масел, дизтоплива и даже неагрессивным жидкостям (воде);
  • проводится окраска стен масляными красками на высоту 2/3 от пола;
  • пол выкладывается плиткой (метлахской);
  • наличие смотровых ям требует отделки их керамической плиткой.

Помещение должно быть подключено к водопроводу, иметь горячую и холодную воду, канализацию, отопление. Обязательно наличие искусственного и естественного освещения.

При обустройстве лакокрасочных помещений с использованием пульверизаторов, такие помещения оборудуются приспособлениями для улавливания аэрозоля красящих веществ и растворителя. Вне помещения красить с помощью пульверизатора не разрешается.

При наличии оборудования по обработке металла, такие помещения оборудуются пылеуловителями. Если СТО имеет участок для мойки узлов и агрегатов ТС, сливать стоки не очищенными запрещено в канализацию и тем более в открытые водоемы или почву. Такие мойки оборудуются очистными конструкциями с такой мощностью, которая позволяет выдержать параметры ПДК.

Если автосервис проводит смазочные работы, для этих целей выделяется помещение, которое оснащается емкостями для сбора, хранения отработанных фильтров, масел. Масла не должны попадать в почву либо в воду в зоне автосервиса или около него.

Требования к вентиляции

Данные требования обоснованы размерами предприятия и количеством обслуживаемой техники, они обоснованы СНиП 41-01-2003. Можно выделить 3 основных варианта организации вентиляции на СТО:

  • Для мастерских площадью менее 50 квадратов достаточно принудительной вытяжной системы с притоком, осуществляемым естественным путем.
  • Для СТО габаритами от 50 квадратов нужно обустраивать приточно-вытяжную вентиляцию.
  • Для цехов больших габаритов обязательно обустройство системы и подачи, и забора воздуха с механическим побуждением (приточно-вытяжной). Собственники таких предприятий установить система местного индивидуального забора выхлопных газов с возможностью присоединения их к трубе ТС.

В последнем случае объем воздуха который должна удалять местная отсосная установка зависит от объема двигателя автомобиля:

  • Сверх 175 кВт, 240 л.с. — объем должен составлять 800 кубометров/чес.
  • В промежутке 130-175 кВт, 180-240 л.с. — объем должен соответствовать 650 кубометрам/час.
  • В диапазоне 90-130 кВт (120-180 л.с.) — порядка 500 кубометров/час.
  • До 90 кВт, соответственно 120 л.с. потребуется удалять всего 350 кубометров/час.

Что касается обменной вентиляции общего назначения ее параметры должны быть следующими:

  • Вытяжка организуется из смотровых ям (в объеме не меньше 120 кубометров/час) и потолочной зоны помещения.
  • Поступление свежего воздуха должно быть обеспечены в смотровые ямы и рабочую часть помещения. Температура воздуха не может быть менее 16оС и не должна превышать 25оС.
  • Воздухообмен должен быть 20-40 кратным.

Допустимым считается поступление в рабочее помещение выхлопных газов в объеме:

  • 10% при шланговом отборе отработанного газа;
  • 25% — при местном открытом их заборе.

В ряде случаев требуется оборудование дополнительной автономной вентиляции. При наличии в цехе отделений (боксов) или отдельных помещений для работы:

  • предполагающей регенерацию масел;
  • приготовление красок и собственно окраску и работу с лаками;
  • по вулканизации;
  • с примирением кузнечных, а также кузовных либо медницких работ.

При работе с генераторами на ацетилене выделяется отдельное помещение/бокс с обустройством механической приточной и естественной вытяжной вентиляции.

При проведении токарно-слесарных работ, то есть при наличии рабочих мест, оборудованных соответствующими станками, обустраивается местная вентиляция, пуск которой осуществляется одновременно с пуком оборудования. При отсутствии подобного оборудования соответствующая вентиляция не предусматривается.

При разработке плана вентиляции следует учесть, что точка забора воздуха для принудительной его подачи должна находиться на расстоянии 20 м от точки его сброса. При этом отверстия для забора и выведения загрязненного воздуха можно делать на одном уроне. Если такое расстояние выдержать не удается, отверстие для сброса грязного воздуха должно располагаться выше точки его забора. разница в высоте составляет 6 м. При естественной вентиляции и организации только вытяжки этот пункт не актуален.

В качестве оборудования можно использовать:

  • осевые;
  • канальные вентиляторы.

Обычно устанавливаются, как минимум, 2 приточных и 2 вытяжных вентилятора. Мощность системы вентиляции рассчитывается по нескольким параметрам, затем выбирается максимальный вариант. Проект на вентиляцию при условии ее работы в стандартном режиме рассчитывается согласно ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 41-01-2003.

Требования к отоплению

В любом автосервисе, независимо от размеров предприятия, должна быть предусмотрена система отопления, которая в холодный сезон обеспечит работникам нормальные рабочие условия. Рекомендуется дополнительное утепление входных ворот в зимнее время.

Отопление сервиса может быть централизованным либо необходимо устанавливать котлы. Они могут работать на отработанном масле, дровах, пропане, угле, природном газе. Независимо от вида топлива и от условий внешней среды, котел должен обеспечивать плюсовую температуру. Оптимумом считается 18оС в рабочей зоне. При обустройстве собственного отопления на твердом топливе, котлы должны быть оборудованы пылеуловителями.

Требование к воде

Вода для работы с узлами и агрегатами может использоваться техническая. Она должна быть безопасной для работников, как по содержащимся в ней химическим примесям, так и по наличию патогенной микрофлоры. При проведении моечных работ любого объема стоки не должны содержать нефтепродукты, моющие средства, механические элементы в количествах превышающих ПДК (ВК 167 и др).

Читайте также  Освещение для комнатных растений своими руками

Требования к атмосферному воздуху

СЭС и экологические службы следят за загрязнением воздушной среды на границе СЗЗ. Концентрация вредных веществ в месте забора не должна превышать предельные величины, допустимые по нормативам. При обнаружении отклонений даже небольших контролирующие органы будут проверять мощности предприятия, и установки, обеспечивающие очистку воздуха. Этот пункт особо актуален для крупных ремонтных мастерских. При организации мини-СТО проверка обычно проводится по жалобе населения.

Требования к освещению

Данные требования указаны в СНиП (ІІ-4-79, глава 4). Освещение автосервиса может быть:

  • искусственным;
  • комбинированным (естественное+искусственное).

Наличие искусственной подсветки считается обязательным требованием. Осветители (их количество, мощность) рассчитывается исходя из требований регламента, коэффициента рассеивания света покрытием пола, стен и потолка. Освещение в автомастерской должно быть:

  • общим;
  • локальным (боковым местным; нижним рабочим).

Нормируются мощности осветителей в зависимости от типа проводимых работ, лк:

  • при выполнении ремонтных работ и монтажа шин — 200;
  • в смотровых ямах — не менее 75;
  • при выполнении ТО и мелкого ремонта — 200;
  • для ежедневного обслуживания достаточно — 75;
  • в помещении, где проводится сварка и кузовные работы — 200;
  • в цехе по работе с электротехникой — 300;
  • при уборке и мойке — 150;
  • в помещении, где хранятся ТС и запасные части к ним — 20.
  • открытые площадки для ТС — 5.

Следует отметить, что отечественные требования отличаются от европейских. Кроме этого, производители ТС иногда разрабатывают собственные требования к освещению на сервисах, обслуживающих их автомобили.

Для обустройства освещения на СТО разрешено применять на основе:

Газоразрядные источники тоже применяют, но их утилизация требует заключения специального договора с соответствующими структурами. Требования к осветителям в мастерской по ремонту машин довольно высоки:

  • Влагозащита от IP53 и выше.
  • Взрывозащищенный корпус.
  • Устойчивость к агрессивным средам.
  • Высокая цветопередача.

Осветители должны иметь светорассеивающие колпаки из непрозрачного материала.

Требования к уровню шума

Источник: https://BiznesPlan-primer.ru/trebovania/avtoservis

Выгоды от использования светодиодного освещения на станциях автотехобслуживания (СТО)

/ Статьи / Выгоды от использования светодиодного освещения на станциях автотехобслуживания (СТО)

Станция технического обслуживания – это место, где качественному освещению придается большое значение. Люди работают с запчастями, иногда в совершенно стесненных условиях. Низкий уровень освещения губителен не только для сотрудников.

Какой ремонт или сервис в конце смены может оказать мастер, работающий целый день при плохом освещении? А, как правило, новые клиенты появляются именно в это время. И если сервис оказан без должного качества, вряд ли клиент станет постоянным. Так и выходит, что плохое освещение отражается и на прибыльности предприятия. Но почему в большинстве случаев освещение СТО далеко от положенной нормы? И здесь ответ банален – дорого.

Действительно, нужно обеспечить световыми источниками помещения с потолками как минимум в 3 метра, да еще и организовать освещение смотровой ямы, после чего потребуется ежемесячное обслуживание устройств.

Но выход есть, и ответ лежит на поверхности. Современные технологии позволяют экономить бюджет на электроэнергии до 30%. Это абсолютная реальность при использовании светодиодов. А насколько велики их возможности для организации СТО! Посмотрим дальше, как выгодно оформить освещение станции, чтобы она приносила прибыль и «не била» по бюджету расходами электроэнергии. В особенности это важно для СТО, работающих круглосуточно!

Особенности светодиодов и их использование

Принцип работы светильников с диодами отличается от других вариантов. Здесь используется прямое преобразование электрического тока в световую волну, то есть отсутствует стадия накопления энергии либо накаливания нити. За счет этого потребление электричества в разы снижается.

В отличие от газоразрядных сберегающих ламп на светодиоды не влияет количество включений и выключений – расход не изменится. И в этом их большое преимущество.

Поэтому актуальным является светодиодное освещение смотровой ямы, которое может подолгу оставаться включенным или использоваться частыми короткими периодами.

Попробуем глобально взглянуть на вопрос освещения. Невозможно эту технологию рассматривать только со стороны экономии, хотя это одна из первостепенных функций светодиодов. По сравнению с другими типами источников, расходы снизятся до 5–8 раз. При этом эффективность не пострадает.

Светодиодное освещение можно и нужно использовать на потенциально опасных участках станции. Например, при наличии цеха для кузовного ремонта. В помещении, к которому предъявляются повышенные требования к безопасности, должен обеспечиваться высокий уровень освещения.

Источники не должны реагировать на изменение температуры или искру, которая часто бывает при проведении слесарных работ. Такая категория осветительных приборов называется взрывозащищенной. Эти светильники идеальны для СТО либо АЗС. Они надежно защищены, даже при возникновении аварийной ситуации продолжат светиться, обеспечивая лучшие условия для ликвидации ЧП.

Что касается расхода электроэнергии, то он будет идентичным во всех случаях использования светодиодов.

Преимущества

Итак, что же полезного дает светодиодное освещение на СТО? Резюмируем вышеизложенное:

  1. Экономия электроэнергии. Один из самых весомых факторов в пользу светодиодов. По сравнению с натриевыми, галогенными либо газоразрядными лампами – до 8 раз. Чем больше СТО, тем дешевле будет его обслуживание с применением данной технологии освещения в пересчете на 1 единицу потребления энергии.

  2. Универсальность. Огромный выбор светильников позволит использовать их, с удобством зонируя помещение. Это скажется как на имидже СТО, так и на качестве работы мастеров. Ведь не всегда станция техобслуживания имеет несколько помещений, чаще она представляет собой одну огромную территорию, разделенную внутри на отделения для определенных работ.

  3. Высокая эффективность. Светодиод мощностью в 24 Вт способен давать яркое освещение, которого будет достаточно для площади порядка 20–30 м2.

  4. Длительный срок службы. Еще один пункт к экономии. Светодиоды способны работать в штатном режиме свыше 5 лет. Закупая их один раз, при правильной эксплуатации, можно рассчитывать на хорошую экономию в течение нескольких лет.

  5. Отсутствие вредного мерцания светового потока. Эта проблема присутствует как в газоразрядных, так и в люминесцентных лампах. Периодическое затухание освещения (пусть и едва заметное) наносит вред глазам. А если человек при этом занимается ответственным делом, например перебирает карбюратор либо чинит мотор, совсем скоро его зрение начнет подводить, и во многом в этом вина вредного мерцания. Светодиод не дает такого эффекта.

  6. Функционирование в любых температурных условиях. Обычно в основном помещении СТО в зимнее время температура не поднимается выше 10 градусов, а иногда существенно ниже. Натриевые лампы в таких условиях не всегда способны обеспечить бесперебойную работу. У светодиодов температура эксплуатации находится в диапазоне от -45 до +50 градусов. Это говорит о том, что даже в мороз устройства будут давать должный уровень освещения.

Подводя итог, стоит сфокусировать внимание на светодиодных светильниках российского производства. Отечественная продукция адаптирована к условиям работы в нашей стране.

Источник: http://LeadLight.ru/led-osveshchenie-dlya-sto

Освещение в гараже — 95 фото лучших идей по установке и проекты по реализации

Гараж является вторым домом практически каждого автолюбителя. Помимо хранения машины, помещение служит для проведения ремонтных работ различных видов. Именно это обуславливает необходимость хорошего освещения блока, чтобы хозяин мог комфортно и спокойно ощущать себя в нем и днем, и ночью, беспрепятственно выполняя необходимые действия.

Зачастую возникает вопрос: «Как правильно сделать освещение гаража своими руками?». Попробуем ответить на него, поэтапно разобрав процесс подключения источников света, и указав на самые важные нюансы этого дела.

Общие советы

Монтаж световых источников не является очень сложным процессом, с ним справится любой желающий, который внимательно выслушает общие рекомендации и ознакомится с инструкцией, как сделать освещение в гараже.

Для начала обратите внимание на основные факторы, которые будут влиять на выбор варианта освещения гаража. К ним относятся:

  • площадь помещения, высота стен;
  • оттенок отделочных материалов;
  • число и расположение рабочих зон;
  • удельная мощность осветительных приборов на один квадратный метр;
  • вид и световой поток ламп.

Если гараж оборудован смотровой ямой, то необходимо заострить внимание на ее глубине и размерах, ведь только хорошее освещение в этой области обеспечит возможность быстро, качественно и результативно осуществлять ремонт автомобиля.

На этапе планирования, в каких местах будут помещены основные и дополнительные источники света, можно изучить различные фото освещения в гараже. Это позволит вам лучше понять специфику и особенности именно гаражного света.

Определяем тип светильников

Перед вами обязательно встанет вопрос: «Какие лампы лучше для освещения гаража?». Итак, для начала разберемся, какие типы источников света можно установить в помещении.

Лампы накаливания. Это привычные «Лампы Ильича». Их главный плюс – низкая стоимость. Однако устанавливать такие светильники в гараже не рекомендуется, так как они:

  • имеют низкий коэффициент полезного действия (основная часть производимой энергии превращается в тепло, а не в свет);
  • оставшийся свет не обеспечит полного, комфортного для проведения работ, освещения;
  • большое энергопотребление;
  • не отличаются высокой пожаробезопасностью.

Поэтому специалисты рекомендуют использовать для помещений такого назначения следующие виды светильников:

  • галогеновые;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.
Читайте также  Схема подключения освещения в квартире

Светодиодные лампочки можно эксплуатировать в любых температурных условиях. Люминесцентные лучше приобретать для отапливаемых гаражей, а для холодного помещения лучше выбирать галогеновые лампы.

Методы обустройства освещения

Для помещения такого назначения можно использовать любой из рекомендуемых типов светильников, либо комбинируя их между собой. Освещение может быть общим и точечным, обязательно продумайте, какой вариант вы будете применять при составлении схемы подключения освещения в гараже.

Оптимальный вариант – сочетание и точечного, и общего света. Например, одна лампа устанавливается на потолке, для освещения пространства в целом, а остальные светильники располагаются непосредственно около рабочих зон.

Основной источник света желательно разместить на потолке, расположив его точно над капотом транспортного средства таким образом, чтобы он не отбрасывал тень.

Свет в смотровой яме

Очень многих волнует, как же сделать освещение в смотровой яме? Важно грамотно продумать размещение светильников в этом месте, ведь в яме накапливается вся влага, в неё может упасть какой-либо тяжелый инструмент или деталь авто, тем самым повредив лампочки.

Очень важно использовать в смотровом углублении только источники света малой мощности — светодиодные или галогеновые лампы. Это связано с показателем высокой влажности в яме, которая может послужить причиной поражения человека током.

Выбранные светильники необходимо поместить в специальные флаконы, содержащие в себе выполняющие защитную функцию металлические сетки, и прикрепить к боковым стенкам смотровой ямы. Лучше всего установить их в углубления, сделанные по бокам стен.

Пошаговая инструкция

Итак, постараемся поэтапно разобраться, как правильно подключить освещение в гараже:

  • Этап 1. Составьте схему электропроводки, с указанием мест расположения всех светильников, переключателей света.
  • Этап 2. Приобретите необходимое количество распределительных боксов, выключателей, проводов, лампочек и розеток.
  • Этап 3. Разместите все купленные электроприборы согласно проектной схеме.
  • Этап 4. Над каждым выключателем и розеткой установите распределительный бокс.
  • Этап 5. Произведите укладку кабеля, который должен подсоединяться к каждому источнику света, переключателю, розетки, и по итогу – к главному электрощиту.
  • Этап 6. Сделайте распайку распределительных коробок.
  • Этап 7. Включите приборы, произведите пробный запуск полученной системы.

Хотелось бы успокоить всех владельцев гаражей, обустроить освещение в помещении такого назначения гораздо проще, чем в доме или квартире. Представленный алгоритм действий под силу выполнить даже человеку, никогда не работающему с электричеством. Важно подробно ознакомиться с инструкцией по установке источников света и строго соблюдать правила техники безопасности.

Фото освещения в гараже

Источник: http://electrikmaster.ru/osveshhenie-v-garazhe/

Освещение смотровой ямы в гараже: особенности и устройство

Собираясь оборудовать смотровую яму самостоятельно, обратите внимание на планировку ламп и светильников. Ведь освещение в смотровой яме должно выполнять определенные задачи, отвечать требованиям безопасности и помогать автолюбителю, а не бить в глаза. Иначе осматривать автомобиль и проводить всякие процедуры типа замены масла в коробке передач будет не слишком комфортно, а иногда и затруднительно.

Из-за конструкции смотровой ямы здесь невозможно организовать естественное освещение в дневное время. Ведь любой источник естественного света будет перекрыт самим автомобилем.

В статье мы разберем:

  • принципы устройства правильного света в смотровой яме;
  • виды светильников;
  • принцип прокладки электропроводки.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Отзывы на форумах показывают, что самые популярные светильники для освещения ремонтной ямы — лампы дневного света, вкрученные в корпус с герметичной крышкой. Так лампа защищена от пыли и влаги. Для того, чтобы исключить повреждение корпуса осветительного прибора, на светильник крепится защитная решетка. Обычно эти лампы крепятся на стенах смотровой ямы гаража самостоятельно.

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

Другие полезные модели — переноски со светодиодной лампочкой. Длина электрического кабеля такой лампы по правилам безопасности — не менее четырех метров. Обычно переноска вешается на крючок, который не должен сильно выпирать из стены, чтобы не порвать куртку или не поцарапать кожу.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями. Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • расположение светодиодов — главное, чтобы они не очень сильно увеличивали конструкцию фонаря;
  • лучше выбирать фонарик с одним, но ярким светодиодом;
  • количество светодиодов только увеличивает режимы работы, которые при освещении во время ремонта совсем не нужны: обычно достаточно только одного яркого светодиода.

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.

  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).

  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Источник: https://garazhov.ru/hood/osveshhenie-smotrovoj-yamy-v-garazhe.html

Грамотное освещение гаража

Что касается монтажа освещения в гараже, данный процесс мы подробно рассматривали в соответствующей статье. Сейчас хотелось бы больше внимания уделить именно вариантам освещения гаража — какие светильники и где лучше поставить.

Основные требования

Первым дело рассмотрим главные требования к гаражному освещению

Как правило, для ремонта автомобиля предусмотрена смотровая яма, в которой из-за плохого отопления и вентиляции образуется сырость. В связи с этой проблемой необходимо позаботиться о том, чтобы светильники в ней были надежно защищены от влаги. Наиболее подходящим вариантом будут низковольтные герметичные изделия со степенью защиты не менее IP 45.

Второе требование касается установки выключателей в гараже. Опять-таки, основной момент заключается в том, что внутри смотровой ямы выключателей быть не должно. Лучше всего выносить данные изделия на главный щиток либо рядом с косяком входной двери.

Читайте также  Уличное освещение на солнечных батареях для дачи

Так как большую часть времени Вам придется «возиться» с ремонтом машины, освещение должно быть качественным. Лампочки должны быть установлены таким образом, чтобы никакой объект не отбрасывал тень на рабочую зону.

Серьезно отнеситесь к расчетным работам. Вы должны не только правильно выбрать мощность лампочек, но и места их установки. Классический способ установки – «одна лампочка посередине потолка» категорически запрещается. Грамотное освещение в гараже должно состоять из нескольких функциональных зон, о которых мы поговорим далее.

Еще одно немаловажное требование – свет не должен слепить глаза. Именно поэтому источники света должны быть оснащены специальными отражателями и плафонами.

Варианты подсветки

Еще один немаловажный фактор – правильное размещение светильников. Существует несколько популярных вариантов освещения гаража, которые можно использовать для качественной подсветки всей комнаты, но наиболее эффективной считается многоуровневое.

В данном случае лампы размещаются в четырех основных уровнях комнаты: верхний (потолок), средний (1,8 метра от пола), низкий (0, 75 метров от пола) и минимальный (0,4 метра от пола).

Что касается потолка, то тут рекомендуется устанавливать изделия таким образом, чтобы свет падал строго вертикально, не создавая теней. Данный уровень применяется для общей подсветки гаража.

Средний уровень отвечает за подсветку рабочей зоны — над верстаком. Тут, как мы уже говорили, лучше всего использовать лампы направленного света.

Низкий уровень полезен для ремонта машины. Когда есть необходимость починить крыло либо дверь, светильник на небольшой высоте позволит качественно осветить всю рабочую поверхность.

Фонари, установленные на высоте 40 см от пола, позволяют сделать передвижение безопасным, т.к. очень часто на полу могут лежать запчасти и инструменты, через которые можно споткнуться.

Альтернативным вариантом подсветки в гараже является использование всего лишь трех уровней: потолок, рабочая зона и местная подсветка переносной лампой. Такой вариант более простой и на практике встречается намного чаще.

Обзор эффективной системы освещения Вы также можете просмотреть на видео:

Также хотелось бы отметить, что на вариант освещения влияет и количество одновременно работающих светильников в одной группе. К примеру, можно разместить по 3 изделия на каждую стену и управлять ими с помощью двухклавишного выключателя. В этом случае при ремонте одной части автомобиля можно будет включать свет только в той стороне комнаты, где производиться ремонт. В то же время противоположная сторона помещения будет затемненной, что позволяет сэкономить электроэнергию.

Сюда можно добавить еще один вариант – использование проходного выключателя. В этом случае освещением в гараже можно будет управлять с нескольких точек (к примеру, с разных сторон).

Полезные советы

Ну и напоследок хотелось бы предоставить к Вашему вниманию советы по подключению освещения в гараже:

  1. Если Вы решили установить на улице фонарь перед входной дверью, то добавьте к нему датчик движения. В этом случае фонарь не будет работать всю ночь, а включиться только тогда, когда Вы подойдете к нему. Результат – экономия электроэнергии. Альтернативой датчику движения может быть фотореле, реагирующая на освещенность улицы (включает свет с наступлением темноты).
  2. Если помещение отапливается – используйте люминесцентные лампы, если нет – остановите свой выбор на светодиодах. Связано это с тем, что люминесцентные источники света не работают при низких (а тем более минусовых) температурах. Для освещения холодного гаража лучше использовать светодиоды.
  3. Обязательно позаботьтесь о заземлении всей электропроводки, иначе травм и аварий Вам не избежать.
  4. Отдавайте предпочтение качественным товарам, а не дешевым китайским подделкам. Сэкономив на приобретении подделок, Вы ставите под опасность свое собственное здоровье.
  5. Обязательно защитите электроприборы автоматическим выключателем и УЗО. Данные аппараты защитят сеть от перегрузок, утечки тока и короткого замыкания.
  6. Сделайте автономное освещение в гараже, подключив светодиоды от аккумулятора на 12 Вольт. Если вдруг Вы останетесь без электричества и потребуется срочный ремонт, при заряженном аккумуляторе свет может гореть до 10 часов (в зависимости от мощности лампочек). Также можно сделать резервные и альтернативные источники электроэнергии в виде генератора либо солнечных батарей на крыше. Сюда же можно добавить светильники, работающие на батарейках.

Пример правильно спланированной подсветки

Вот и все, что хотелось рассказать Вам о вариантах грамотного освещения гаража. Надеемся, что информация была для Вас понятной, а главное – полезной. Если возникли какие-либо вопросы, наши специалисты ответят на них в категории «Вопрос электрику»!

Также читают:

Источник: https://samelectrik.ru/osveshhenie-v-garazhe.html

Как правильно сделать освещение для смотровых ям, советы от автомобилистов

Сегодня автомобиль уже не является роскошью, а служит возможностью быстрого и комфортного перемещения по городу. Несмотря на то, что в городе существует достаточное количество автосервисов, многие автовладельцы предпочитают незначительные поломки ремонтировать своими руками. Поэтому в любом гараже уважающего себя владельца транспортного средства должна иметься смотровая яма.

При оборудовании смотровой ямы своими руками, необходимо учитывать один нюанс – она должна иметь хорошее освещение. При этом нужно помнить, что освещение смотровой ямы в гараже должно отвечать определенным требованиям, целям и задачам. В противном случае производить осмотр автомобиля будет не только не комфортно, но и не безопасно.

Предназначение гаража

Гараж предназначен для обеспечения сохранности транспортного средства. Кроме этого, данное помещение сегодня активно используется как домашняя автомастерская, особенно среди владельцев машин отечественного производства.
По своей сути гараж сегодня выполняет следующие задачи:

  • предотвращает хищение или повреждение транспортного средства посторонними людьми;
  • является домашней автомастерской;
  • используется как склад всех вещей и деталей, необходимых для поддержания машины в рабочем состоянии;

Обратите внимание! Как правило, в гараже хранятся запасная резина, различные запчасти, масла и т.д.

  • как место проведения не очень крупных ремонтов автомобиля.

Чтобы автомобиль был всегда на ходу, его необходимо периодически осматривать и делать это лучше в своем гараже. Вот здесь-то на помощь автовладельцу и приходит смотровая яма.
Смотровая яма представляет собой углубление в полу, забравшись в которое можно без особых проблем осмотреть днище машины. И чтобы это сделать без затруднений, нужно создать правильное освещение.

Принципы правильного освещения

Освещение смотровой ямы требует соблюдения некоторых условий. Эти требования прописаны в нормативной документации (СНиП). Здесь имеются требования не только для частных гаражей, но и для автомастерских.

Обратите внимание! Прописанные в документации нормы для технологического оснащения осветительными приборами являются обязательными для исполнения.

Требования по СНиП

Если вы решили сделать своими руками освещение для смотровой ямы, обязательно учитывайте нормы по СНиП.
Освещение, сделанное своими руками или профессионалами, должно отвечать следующим требованиям:

  • быть безопасным;
  • потреблять как можно меньше электроэнергии;
  • давать достаточное освещение для выполнения основных задач (осмотр, проверка на работоспособность, мелкий ремонт и т.д.);
  • давать качественное нижнее и боковое освещение;
  • создавать равномерное и рассеянное освещение. Свет должен освещать равномерно все углы ямы, исключая формирования теней. При этом он должен быть направленным на днище автомобиля.

Отдельно стоит отметить, что из-за специфики конструкционного устройства смотровой ямы здесь можно использовать только искусственный тип освещения.

Искусственная подсветка

Это связано с тем, что здесь невозможно сделать естественную или смешанную подсветку даже в дневное время, ведь в яме любой источник естественного света перекрывается транспортным средством.
При этом в самом гараже должно использоваться смешанное освещение. Здесь солнечный свет, проникающий через открытые створки ворот, должен дополняться светильниками в глубине сооружения, куда он уже не может поникнуть.

Что стоит учитывать

Отделка ямы

Если вы хотите оборудовать смотровую яму, да и весь гараж по имеющимся нормам, вам необходимо учитывать многие нюансы. К ним следует отнести:

  • габариты вырытой ямы;
  • размеры самого гаража;
  • внутренняя отделка помещения и ямы;

Обратите внимание! При учете норм, приведенных в СНиП, следует брать во внимание отделку стен, пола и потолка. Если смотровая яма была обшита своими руками светлой отделкой, которая будет хорошо отражать свет, идущий от лампочек, то интенсивность света в этом случае может быть несколько меньше. А вот при темной отделке – ее придется увеличить на порядок.

  • светильники и их количество;
  • источники света, которые будут использоваться для подсветки смотровой ямы.

Все эти параметры необходимы для того, чтобы произвести правильные расчеты и определиться с уровнем освещенности, который в норме должен быть в смотровой яме.
Если с первыми двумя пунктами все понятно, то с последними двумя следует разобраться более подробно.

Осветительные приборы

Светильники, рассеивающие свет

Сегодня для освещения самых разнообразных помещений можно использовать различные осветительные приборы. Но помните, что светильники для дома вряд ли подойдут для гаража и смотровой ямы.Также стоит отметить, что для ремонта автомобилей в яме и вне ее существуют различные технологические требования по уровню освещенности.

Освещение, которое своими руками будет создаваться для смотровой ямы, не должно быть ослепляющим. Подобный эффект следует полностью исключить, правильно подобрав светильники для этих целей.

Отличным решением для ямы будет использование светильников, дающих рассеянный свет.

Источник: https://1posvetu.ru/istochniki-sveta/kak-pravilno-sdelat-osveshhenie-dlya-smotrovyh-yam.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий