Нормы уличного освещения в городе

Содержание

Освещение улиц, дорог и тротуаров: разновидности, нормативы проектирование

Нормы уличного освещения в городе

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.

Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Улицы

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади;
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров;
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны;
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды;
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

Читайте также  Регулировка датчика движения для освещения

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа;
  • возможность повреждения;
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Фонари

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Прожекторы

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Светильники

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые);
  • энергосберегающие;
  • болларды;
  • индиректы (светильники отраженного света);
  • встраиваемые.

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Освещение улиц, дорог и тротуаров: разновидности, нормативы проектирование

Источник: https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html

Уличное освещение на столбах. Нормы освещенности и требования к опорам

Трудно себе представить улицы в вечернее время без освещения. Но мало повесить фонари уличного освещения на столб, нужно сделать это правильно в соответствии с существующими правилами. Уличное освещение должно отвечать требованиям, установленным в СНиПах. Регламентируется не только яркость такого освещения, но еще и расположение столбов, расстояние между ними, фундамент и выбор кронштейна.

Нормы уличного освещения

Нормы освещенности уличного освещения с 1995 года регламентируются по СНиП СН 541-82 и обеспечивают качественную работу осветительных установок, экономию электроэнергии, безопасность использования и удобство обслуживания. В 2011 году были внесены изменения, касающиеся внедрения светодиодной техники.

Освещение ценных архитектурных ансамблей, памятники и культурных центров в вечернее время является обязательным. Освещение улиц, площадей и дорог должно проходить с учетом светоотражательной характеристики дорожного покрытия. Асфальтобетонные покрытия разделяют на шероховатые, гладкие и осветленные. Даже использование уличных гирлянд во время праздников имеет свои особенности, о которых можно прочесть тут.

Для различных зон освещаемой площади установлены свои нормы. Например, для оздоровительных и детских площадок – горизонтальная освещенность 10лк.

Уличные светильники должны располагаться на опорах или тросах. Возможно располагать светильник на стенах зданий в микрорайонах, если при таком монтаже будут выполнены условия:

  • экономии;
  • централизованное управление;
  • возможности обслуживания на автоподъемниках;
  • защиты от падения воды с крыш.

Требования к яркости освещения

Все уличные объекты разделены на категории и имеют норму по средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • А, дороги с магистральной функцией, главные улицы города – 15-20лк.
  • Б, магистральные улицы районного значения – 10-15лк.
  • В, дороги местного значения – 4-6 лк.

Если интенсивность для категорий А и Б превышает более 2000 единиц транспорта в час, или дороги являются сильно запыленными, светильник должен соответствовать по степени защиты исполнению IP54. Максимальная защита возможна при исполнении IP65, например, в транспортных тоннелях.

Виды опор

Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала. На сегодняшний день существуют металлические опоры для наружного освещения (чугун, оцинкованная сталь, алюминий, а также из дерева, пластика, композитные. Неметаллические опоры обычно являются дополнением декора. Независимо от вида, все опоры для освещения должны обладать повышенной прочностью и быть стойкими к климатическим воздействиям.

Железобетонные опоры освещения

Основным расположением уличных фонарей является опора (столб или мачта). Для экономии в некоторых случаях это могут быть стены зданий. Там, где использовать собственную опору экономически нецелесообразно, например на улицах с электротранспортом, светильники размещают на опорах контактной сети. Где это вообще невозможно, например на многополосных магистралях или на дорогах с рядовой посадкой деревьев, используют тросы, струны, крепежные кабели.

Тросы крепят к ограждениям зданий с обязательным использованием амортизатора.

Уличные светильники могут быть трех категорий:

  1. Ландшафтные, выполняющие преимущественно функцию декоративного освещения дорожек, тропинок, беседок.
  2. Общие уличные размещают на высоких основах для охвата большей площади без использования рассеивателей.
  3. Архитектурная подсветка, выделение отдельных элементов, информационных объектов, рекламы, фонтанов.

Для общего уличного освещение используют стальные или железобетонные основы. Другие материалы используют для придания опоре декоративности. В качестве источников света могут быть использованы самые различные светильники и лампы, о которых можно прочесть здесь.

Требования к расположению столбов освещения

Расчет опор освещения и расположения столбов, так же как выбор системы освещения и типа источника света, является частью технико-экономического анализа и так же соответствует СНиПу.

Схемы размещения светильников на улицах и дорогах могут быть:

  1. односторонняя;
  2. двухсторонняя шахматная;
  3. двухсторонняя прямоугольная;
  4. осевая;
  5. двухрядная прямоугольная по осям движения;
  6. двухрядная прямоугольная по осям улицы.

Основное правило: при размещении светильников по вариантам 1,3,4, 5,6 отношение шага к высоте подвеса должно быть не более 5:1, при шахматной схеме 2 – не более 7:1.

Опоры для освещения пешеходных аллей, должны быть вне дороги. Если ширина аллеи до 10 м – схема размещения односторонняя, если более 10 м – двухрядная шахматная или прямоугольная.

Дистанция расположения опор зависит от мощности осветительного прибора, высоты от земли, вида освещения. Требования к расположению опор на дорогах:

  • с интенсивным движением – расстояние от бордюра до опоры 1 м;
  • на обычных дорогах – 0,6 м;
  • 0,3м – на дорогах без грузового и электротранспорта.
  • если бордюр отсутствует – 1,75 м.

На частях дорог с радиусом закругления 60-250 метров одностороннее размещение светильников делают с внешней стороны. При невозможности такого расположения – делают с внутренней, увеличивая шаг. На ЖД переездах, пешеходных переходах, шлагбаумах 2 светильника располагают по диагонали рядом с каждой единицей.

Расположение столбов освещения

Основная часть газосветного прибора должна быть от 3-х метров над уровнем земли или не ниже 0,5 метров от уровня крыши строения, для лампы накаливания мощностью от 100Вт от 4 метров над уровнем земли. Можно разместить светильники на расстоянии 0,9-3 метра от земли на мостах и парапетах, если это единственный экономичный вариант.

Читайте также  Светодиодные светильники уличного освещения на солнечных батареях

Расстояние от светильника до воздушной линии электропередачи или другой сети общего пользования должно быть не менее 0,6 метра.

Для консольных светильников допустимые углы размещения 15-30 градусов к горизонту.

По требованию механизированной снегоуборки допустимо смещать линию установки опор от границы проезжей части на расстояние равное половину высоты опоры (не более).

При освещении рекламных афиш исключить возможность ослепления водителей. Также недопустимо расположение ярких прожекторов возле окон жилых зданий.

Конструкция

Разные сферы применения опор формируют варианты конструкций. Все типы опор должны быть рассчитаны на ветер до 160км/час.

Самое большое применение и варианты исполнения имеют столбовые опоры из металла. Они имеют в поперечном сечении полый круг или многогранник, легкие, безопасные, долговечные. По сравнению с железобетонными опорами или решетчатыми столбами требуют меньше затрат на монтаж и эксплуатацию. Они сужаются кверху, тем самым уменьшается раскачка при порывах ветра.

  • оцинкованные металлические стойки 3-12 метров используют для освещения улиц и парков, жилых массивов, торговых территорий, мест отдыха и скопления большого количества людей. Столб имеет фланец для установки на подземную часть или фундамент, сверху – узел для крепления кронштейна. Покрытие из цинка предохраняет от коррозии даже при механических повреждениях.
  • мачты освещения свыше 12 метров используют для стадионов, спортплощадок, развязок автодорог, городских площадей, портов и других открытых территорий большой площади, перечисленных в СНиПе 21.07-85.

Мачты освещения

Требования к фундаменту

Фундаментом опор освещения может быть бетонная основа или подземный монтажный блок. Его размеры зависят от места установки, характеристик грунта, веса, высоты и условий эксплуатации столба, размещение должно обеспечивать безопасную эксплуатацию светильника. Установка фундамента требует разрешения на земельные работы. Глубина заложения должна учитывать промерзание земли в данной местности и быть на 30 см больше:

  • на газонах не менее 0.8 метра от уровня земли;
  • под проезжей частью не менее 1,25 метра.

Опоры без фланца в основании, устанавливают в специальные ямы, выравнивают и заливают бетоном так, чтобы не было пустот.

Кронштейны

Кронштейн является небольшой самостоятельной опорной деталью и предназначается для быстрого и удобного монтажа опор уличного освещения. Кронштейны для крепления светильников производят из стали, обрабатывают горячим цинкованием или лакокрасочным покрытием (для декоративных вариантов) и бывают следующих видов:

  • одинарный;
  • двойной;
  • гусак для одного или одновременно нескольких фонарей;
  • настенные в виде буквы Г;
  • оголовник (для приставных опор);
  • торшерного типа (для паркового освещения).

Двойной кронштейн «гусак»

Управление уличным освещением

Для экономии электроэнергии возможно осуществлять управление освещением ручным или автоматическим способами. Автоматические, это:

  • Фотореле контролирует достижение определенного уровня освещенности, например в утренние часы или в ночи с яркой луной. Это наиболее популярный способ управления уличным освещением. О нем прочесть можно в этой статье.
  • Датчик движения контролирует перемещения в заданном радиусе и на это время включает светильник.
  • Таймер может быть запрограммирован на любое время, преимущественно это часы глубокой ночи.

Для установок с регулируемой освещенностью один цикл работы по СНиПу должен быть более 10 секунд.

Источник: http://indeolight.com/obekty-osveshheniya/naruzhnoe/ulichnoe/ulichnoe-osveshhenie-na-stolbah.html

Требования предъявляемые к уличному освещению на столбах

Казалось бы, уличное освещение можно организовать и без особого подхода, ведь главная задача обеспечить зоны с хорошей видимостью в темное время суток. Но для получения более эффективной осветительной системы необходимо соблюдать определенные правила и нормы. Это даст возможность устанавливать лампы требуемой мощности на разных участках, а фонарные столбы – на определенном расстоянии, учитывая светоотражающие свойства дорожного покрытия и многие другие факторы. 

Нормы освещения улиц

Регламентирует эти положения СНиП СН 541-82 (с 1995 г.), благодаря чему повышается экономичность и безопасность осветительной системы уличного освещения, а также надежность приборов и удобство их эксплуатации. После того как были внедрены светодиодные лампы, документ СНиП СН 541-82 откорректировали с учетом особенностей этого рода осветительных приборов (2011 г.).

Основные положения:

  1. В обязательном порядке должно быть организовано уличное освещение всех архитектурных объектов и памятников. При этом допускается использовать направленный или рассеянный свет.
  2. Качество освещения обуславливается светоотражательными свойствами покрытия дороги.
  3. В качестве опорной конструкции лампы могут выступать столбы или тросы.
  4. Некоторые виды светодиодных осветительных приборов, в частности, «сетка» и «линейка» имеют боле длительный срок службы и уровень интенсивности излучения, соответственно, они должны устанавливаться с учетом этих особенностей.
  5. Если нет возможности использовать столбы или другие опоры для монтажа светильников уличного освещения, допускается их расположение на фасаде здания, но лишь при выполнении следующих условий:
  • Экономичность такой осветительной системы;
  • Возможность производить обслуживание светильника и лампы;
  • Организация эффективного управления;
  • Обеспечение надежности функционирования приборов уличного освещения, для чего следует предусмотреть средства их защиты от прямого попадания воды и снега с крыши.

Нормы и требования освещенности лампами

Кроме того, каждый из обслуживаемых участков должен освещаться посредством лампы определенной мощности.

Требования, предъявляемые к яркости освещения

Решающим фактором является показатель горизонтальной освещенности покрытия. Дороги подразделяются на группы как раз на основании средних значений данного параметра при различных условиях:

  • Группа А, куда относятся крупные магистрали и главные городские улицы/дороги. Показатель горизонтальной освещенности дорожного покрытия при этом должен соответствовать значению в пределах диапазона от 15 до 20 лк.
  • Группа Б. Сюда входят улицы районного значения (10-15 лк).
  • Группа В: улицы/дороги местного значения (4-6 лк).

Кроме того, учитывается интенсивность дорожного движения для определения требуемой степени защиты лампы на столбах. Так, если количество проходящего транспорта превышает 2 000 ед./ч, то светильник должен иметь степень защиты IP 54. Это обусловлено тем, что такие дороги сильно запылены.

Виды опорных конструкций, их расположение

Фонарные столбы освещения улиц должны удовлетворять двум основным требованиям: экономичность и высокая степень надежности.

Различные виды опор

Различают несколько видов опорных конструкций уличного освещения на основании отличий в используемых материалах:

  • Деревянные;
  • Металлические;
  • Бетонные;
  • Полимерные.

Первый вариант из названных ранее был очень популярен ввиду отсутствия более технологичных решений, сегодня же деревянные столбы уличного освещения чаще всего можно встретить лишь в отдаленных поселках.

Предпочтительными же являются бетонные и металлические исполнения. Полимерные столбы принято использовать как дополнение к декору.В качестве опорной конструкции для плафона и лампы любого типа, включая и светодиодное освещение, может выступать не только столб, но и мачта.

Если нецелесообразно устанавливать индивидуальные столбы освещения (экономически невыгодно или нет физической тому возможности), допускается монтировать светильники на опорных конструкциях контактной сети. Металлические и бетонные столбы используются при организации общегородской осветительной системы.

В случае, когда нет возможности установить опоры из-за насаждений, предпочтительным является вариант с тросом и крепежными кабелями. При этом должно соблюдаться расстояние между светильниками.

Требования, предъявляемые к расположению опор

Для начала следует рассмотреть схемы возможного расположения светильников вдоль дорог:

  • Односторонняя;
  • Двусторонняя (шахматная);
  • Двусторонняя (прямоугольная);
  • Осевая;
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям движения);
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям улицы).

В зависимости от вида объекта подбирается соответствующая схема. Например, если речь идет об аллеях, тогда предпочтительной будет вариант расположения столбов односторонний, при условии, что по ширине аллея превышает 10 м. Если более этого значения, то используется прямоугольная или двухрядная шахматная схема.

Схемы расположения светильников вдоль дорог

Расстояние между столбами определяется тем, какой мощности используются лампы в светильниках. Чем выше интенсивность освещения, тем дальше могут быть расположены опоры друг от друга. Что касается того, какое расстояние считается допустимым между столбом и бордюром дороги, то строительные нормы и правила регламентируют следующие ограничения:

  1. Расстояние между опорой и бордюром соответствует 1 м при условии, что движение на дороге довольно интенсивное;
  2. На второстепенных дорогах нормальным считается расстояние 0,6 м между опорой и бордюром;
  3. Если отсутствует грузовой транспорт, можно принять за норму расстояние 0,3 м;
  4. В случае, когда бордюра вовсе нет, опора устанавливается на расстоянии 1,75 м от края дороги.

При необходимости организовать освещение на участке дороги с закруглением от 60 до 250 м столбы располагают с внешней стороны. В противном случае допускается установка опорных конструкций с внутренней стороны, при условии, что будет увеличено расстояние между ними. Также оговаривается минимальная и максимальная высота установки лампы с плафоном. В зависимости от типа используемого осветительного прибора значение этого параметра может варьироваться от 3 до 4 м.

Конструкционные особенности

Все без исключения столбы (металлические, бетонные и другие) должны быть устойчивы к сильным порывам ветра (до 160 км/ч). С этой точки зрения более предпочтительным вариантом являются металлические опоры, так как они оснащены ребрами жесткости в форме круга, многогранника. Такие конструкции имеют большую площадь основания и сужаются кверху, что очень способствует устойчивости.

Опоры подразделяются на группы в соответствии с высотой:

  • От 3 до 12 м, применяются для освещения парков, жилых массивов;
  • Металлические опоры высотой более 12 м, применяются для освещения муниципальных объектов, стадионов, спортивных площадок, портов.

Что касается фундамента, существует ряд требований, которые должны учитываться при обустройстве осветительной системы:

  1. Основание опорной конструкции может располагаться поверху земли и ниже ее уровня (наземные и подземные блоки фундамента).
  2. Размеры основания должны соответствовать целевому назначению столба, его высоте, типу грунта.
  3. Для установки нужно получить разрешение на земельные работы.
Читайте также  Типы цоколей ламп освещения

Глубина залегания фундамента может разниться: 0,8 м и менее для газонов, 1,25 м и более для проезжей части.

Разновидности кронштейнов

Лампы с плафонами устанавливаются на специальный крепежный элемент, именуемый кронштейном. Изготавливается эта деталь из стали, а покрываться может лакокрасочными материалами или оцинковкой.

Виды кронштейнов:

  • Одинарный;
  • Двойной;
  • В форме гусака на один или более плафон;
  • Настенные, Г-образные;
  • Оголовник;
  • Торшерного типа.

Каждый из видов используется на разных объектах.

Организация управления освещением

Существует два способа контроля функционирования светильников: ручной и автоматический. Более целесообразно применять второй вариант, который реализуется несколькими путями:

  1. Фотореле.
  2. Датчик движения.
  3. Таймер.

Таким образом, ключевыми моментами в организации системы освещения можно назвать расстояние между опорными конструкциями, тип материала, из которых изготовлены столбы, высота опор, тип фундамента. Кроме того, учитывается мощность лампочек, тип дорожного покрытия и расстояние между столбом и бордюром.

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://ProOsveschenie.ru/landshaftnoe-osveshhenie/ulichnoe-osveshhenie-na-stolbakh.html

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

•      Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

•      Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

•      Нормы освещенности подземных и надземных переходов

•      нормы освещенности АЗС и автостоянок

•      Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Категория Класс Освещаемые объекты Пропускная способность, тыс. ед/ч Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
А А1 Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города Свыше 10 30
А2 Прочие федеральные дороги и основные улицы 7—9 20
А3 Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 4—7 20
А4 Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра 3—5 20
Б Б1 Основные дороги и улицы города районного значения 3—5 20
Б2 То же 2—5 15
В В1 Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением 1,5—3 15
В2 Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали 1,5—3 10
В3 Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон 0,5—2 6

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главные улицы, площади, общественных и торговых центров 10
2 Улицы в жилой застройке:ОсновныеВторостепенные (переулки) 64
3 Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов 2

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Освещаемые объекты Еср, лк, не менее
1 Подземные пешеходные тоннели и переходы:проходылестницы и пандусы 7540
2 Открытые пешеходные мостики 10
3 Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:проходылестничные сходы, съезды и смотровые площадки 7550

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Автозаправочные станции
1 Подъездные пути с улиц и дорог:Категорий А и БКатегории В 1510
2 Места заправки и слива нефтепродуктов 20
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть 10
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
1 Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа 6

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению Освещаемые объекты Еср, лк, не менее
П1 Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20
П2 Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах 10
П3 Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6
П4 Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4
П5 Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2
П6 Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

Всем этим требованиям соответствуют уличные светодиодные светильники серии ДиУС и магистральные светодиодные светильники серии ДиУС-Ш производства компании «ПКФ «Транском».

Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:

· Высокая светоотдача

· Работают при температуре от -60 до +40 °С

· Низкое энергопотребление

· Вариативность способов крепления и легкий монтаж

· Не нуждаются в техническом обслуживании

· Срок эксплуатации до 25 лет

· Гарантия 5 лет

Источник: http://tdTranscom.ru/normy-osveshchennosti/normy-osveshcheniya-ulits/

Нормирование уличного освещения

Для установки светильников на территории улиц главным документом является СНиП 23-05-95. Он устанавливает нормы уличного освещения и требования к нему. Кроме того, имеется ряд отраслевых норм, в которых расписаны основные требования к освещению транспортных магистралей, переулков, площадей, парковых зон, исторических памятников и т.д. В этих документах указаны нюансы освещения конкретных объектов, которые необходимо неукоснительно выполнять при их освещении.

Уличное освещение выполняют по специально разработанному проекту. Он должен быть выполнен специалистами, имеющими лицензию, права и необходимые разрешения, а также имеющие соответствующую квалификацию для осуществления таких работ. При этом они должны придерживаться требований СН 541-82, утвержденными приказом № 13 Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.

Светодиодные уличные источники света

Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа.

Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к.

в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:

  1. эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
  2. регулируется направленность пуска света;
  3. пожаробезопасность;
  4. светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
  5. легко и просто монтируются;
  6. потребляют малое количество электроэнергии;
  7. не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
  8. длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
  9. нет необходимости утилизации.

Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными.

Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами). При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя.

Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели.

Особенности установки столбов и опор

Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона. От края проезжей части при наличии бордюра на улицах магистральных расстояние должно быть не менее 1 м, на других типах улиц – 0,6 м.

При отсутствии бордюра эта норма составляет 1, 75 м и более. На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги  более 5 м.

Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м.

Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м. Показатели зависят от таких факторов:

  • напряжения, указываемого в кВт;
  • расстояния между проводами, указываемого в м;
  • расстояния провода до земли, указываемого в м.

Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже.

Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения.

Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию.

Поэтому такие работы выполняются в специализированных проектных организациях и проходят экспертизу на работоспособность, а также целесообразность выполнения конкретного типа освещения.

Источник: https://amperof.ru/osveshenie/normirovanie-ulichnogo-osveshheniya.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий